(812) 335-00-85 | info@baltech.ru
Дефекты подшипников качения, диагностические признаки, методы диагностики подшипников, диагностика подшипников качения

Диагностика подшипников качения

Как показывает практика, большинство случаев отказа роторных машин связано с дефектами подшипников. Именно поэтому так важна вибродиагностика подшипников качения, которая позволяет обнаружить  зарождение дефектов и прогнозировать их развитие, позволяя, тем самым, своевременно принять меры по их устранению и полностью исключить возникновение аварийных отказов. Специалисты компании «БАЛТЕХ» более двадцати лет занимаются диагностикой роторного оборудования, основными элементами которых являются подшипники качения и подшипники скольжения.
  1. Частоты вращения элементов подшипника
Рассмотрим наиболее часто встречающийся вариант подшипника качения с неподвижным внешним и вращающимся внутренним кольцом. Для определения частот вибраций подшипника необходимо знать частоту вращения машины n (об/мин) и основные параметры подшипника: dн – наружный диаметр;dв – внутренний диаметр;dтк — диаметр тел качения; z – число тел качения; α – угол контакта тел качения с дорожкой качения. Прежде всего, определим частоты вращения отдельных элементов подшипника:
  • частота вращения внутреннего кольца fоб=n/60(Гц);
  • частота вращения сепаратора fс=0,5*fоб(1-(dтк/dстк)cos*α), здесь dc=(dв+dн)/2 – диаметр сепаратора;
  • частота вращения тел качения fтк=fс((dс/dтк)+cos*α)= 0,5*fоб*(dс/dтк)(1-(dтк2/dc2)cos2*α);
  • частота перекатывания тел качения по наружному кольцу fнар=fс*z=0,5*z*fоб(1-(dтк/dс)cos*α) ;
  • частота перекатывания тел качения по внутреннему кольцу fвн=(fоб-fс)*z=0,5*z*fоб*(1+(dтк/dс)cos*α) .
Кроме рассмотренных гармонических составляющих вибрации в подшипниках качения наблюдаются и случайные компоненты вибрации, обусловленные силами трения. В бездефектном подшипнике силы трения постоянны и соответственно остается постоянной и мощность случайной вибрации. При появлении дефектов, вызывающих изменение сил трения, мощность случайной вибрации модулируется рассмотренными выше подшипниковыми частотами или их комбинациями.
  1. Дефекты, обнаруживаемые вибродиагностикой подшипников
Диагностика подшипников качения позволяет выявить следующие дефекты подшипников качения:
  • неравномерный износ поверхностей качения колец и тел качения
    • диагностические признаки вибрации:
      • рост низкочастотной подшипниковой вибрации (кинематической вибрации ротора) и возбуждение высокочастотной вибрации за счет модуляции сил трения.
  • износ поверхностей скольжения сепаратора и защитных колец
    • диагностические признаки:
      • возбуждение высокочастотной вибрации за счет износа поверхностей скольжения + дополнительная модуляция низкочастотной вибрации ротора за счет износа сепаратора.
  • сколы, раковины, трещины на поверхностях качения
    • диагностические признаки:
      • возбуждение ударной вибрации в диапазоне средних и высоких частот.
  • дефекты сборки: увеличенный натяг, перекос сепаратора и колец
    • диагностические признаки:
      • рост кинематической вибрации на средних частотах и возбуждение высокочастотной вибрации за счет модуляции сил трения.
  • проскальзывание колец
    • диагностические признаки:
      • нарушение периодичности кинематической подшипниковой вибрации (особенно при пуске машины) и возбуждение ударной высокочастотной вибрации.
  • ухудшение качества смазки
    • диагностические признаки:
      • возбуждение ударной ультразвуковой вибрации за счет разрыва смазочного слоя и ударов тел качения о неподвижное кольцо.
Таблица 1. Таблица диагностических признаков подшипников качения  Вибродиагностика подшипников качения, дефекты подшипников качения, диагностические признаки, методы диагностики подшипников В соответствии с табл.1 для охвата всех возможных дефектов подшипников качения в настройках виброанализатора BALTECH VP-3470-Ex или CSI 2140, верхнюю граничную частоту fгр определяют по следующим соотношениям:
  • для автоспектра: наибольшее из значений (2fв+2fвр) или (3fн+2fвр), при этом fгр≥800Гц;
  • для спектра огибающей: наибольшее из значений (2fв+2fвр) или (3fн+2fвр) .
(При этом спектр вибросигнала должен содержать не менее 1600-3200 линий).
  1. Этапы развития дефектов подшипников качения
Этапы развития дефектов подшипников качения очень удобно иллюстрируются с помощью изменения графиков уровня фона и пиковых значений амплитуды во времени (см. рис. 1): График зависимости СКЗ фона и пиковых значений в дефектном подшипнике, диагностика подшипников Рис.1 График зависимости СКЗ фона и пиковых значений в дефектном подшипнике
  • Этап 1 соответствует практически идеальному состоянию подшипника, когда какие-либо дефекты только зарождаются, а общий уровень фона существенно меньше нормируемых уровней «Предупреждение» и «Останов». Обычно этому этапу соответствуют все подшипники, проверенные на стенде «ПРОТОН-СПП-УВХ» и установленные в узел оборудования (до 12 месяцев эксплуациции).
  • Этап 2 – этап зарождения и углубления дефекта, сопровождающийся ударными импульсами, амплитуда которых быстро растет по величине. При этом уровень фона пока изменяется незначительно, так как дефект носит локальный характер и не сказывается на общем состоянии подшипника. Дефект можно определить прибором BALTECH VP-3450 или с помощь метода PeakVue в анализаторе CSI 2140.
  • Этап 3, при котором амплитуда ударных импульсов достигает почти максимальной величины, и происходит не только интенсивное углубление дефекта, но и расширение его зоны.
  • Этап 4 – этап перехода от сильного дефекта к полной деградации подшипника. На этом этапе геометрическая зона развития столь велика, что подшипник начинает терять свое основное назначение, а сильный рост сил трения приводит к существенному увеличению уровня фона.
  • Этап 5 – последний этап развития дефекта, когда он охватывает практически весь подшипник и делает невозможным его работу. Уровень фона достигает максимального значения, превышая нормируемые уровни «Предупреждение» и «Останов».
  1. Основные методы диагностики подшипников качения
В настоящее время разработано достаточно много методов вибродиагностики подшипников качения, различающихся степенью трудоемкости, используемым инструментарием, а также степенью информативности и достоверности результатов.
  • Диагностика подшипников качения по СКЗ виброскорости
  • Наиболее простой и доступный метод, реализуемый с помощью простых виброметров BALTECH VP-3410 и применяемый для «массовой» диагностики недорогих роторных машин. Основной недостаток настоящего метода – достаточно позднее обнаружение дефекта (с середины этапа 3 тренда), когда дефект достаточно развит и сопровождается значительным ростом общего уровня вибрации.
Специалисты отдела Технического сервиса компании «БАЛТЕХ» рекомендуют проводить контроль СКЗ виброскорости с помощью любого из виброметров серии BALTECH VP.
  • Диагностика подшипников качения по автоспектрам (спектральный метод)
  • Данный метод позволяет обнаруживать дефекты подшипников на стадии середины этапа 2, когда энергия резонансных колебаний становится заметной в общем частотном распределении вибросигнала. Помимо дефектов подшипников, анализ автоспектров позволяет обнаружить и многие другие дефекты роторных машин. Для реализации метода требуется виброанализатор хорошего уровня и высокий уровень подготовки диагноста. Специалисты Отдела Технического Сервиса (ОТС) компании «БАЛТЕХ» рекомендуют проводить анализ спектров с помощью прибора вибродиагностики подшипников BALTECH VP-3470, а для повышения квалификации все желающие приглашаются на прохождение учебного курса повышения квалификации ТОР-103 «Основы вибродиагностики. Анализ спектров» в Учебный центр нашей компании.
  • Вибродиагностика подшипников качения по соотношению пик/фон
  • Суть данного метода иллюстрируется вышеприведенным рис.1, и дефекты подшипников обнаруживаются в конце этапа 1. В настоящее время находят применение несколько практических реализаций данного метода: метод HFD (High Frequency Detection) – метод обнаружения ВЧ сигнала; метод SPM (Shock Pulse Measurement) – метод ударных импульсов; метод SE (Spike Energy) – метод измерения энергии импульса. Все три названных метода приблизительно одинаковы по эффективности, но, по мнению специалистов Отдела Технического Сервиса (ОТС) компании «БАЛТЕХ», наиболее простым в реализации является метод ударных импульсов с помощью тестера BALTECH VP-3450.
  • Вибродиагностика подшипников качения по спектру огибающей
  • Классический метод диагностики подшипников качения, позволяющий обнаружить дефекты практически на самой ранней стадии зарождения – приблизительно с середины этапа 1. Подробное описание метода приведено в статьях данного сайта «Методы вибродиагностики» и «Метод огибающей», здесь же отметим, что для реализации данного метода мы рекомендуем вам использовать, оптимальный по соотношению цена/качество/функциональность, виброанализатор BALTECH VP-3470, который теперь доступен и во взрывозащищенном исполнении Ех.
Вибродиагностика подшипников качения является лишь частью общей диагностики машины, полный анализ состояния которой проводится обычно по спектрам вибросигналов, спектрам огибающей или спектрам PeakVue.
  1. Примеры спектров огибающей подшипников качения
 Спектр огибающей вибрации при обкатывании наружного (неподвижного) кольца подшипник, Диагностика подшипников  Спектр огибающей вибрации при неоднородном радиальном натяге подшипника, диагностика подшипников
Рис.2  Спектр огибающей вибрации при обкатывании наружного (неподвижного) кольца подшипника Рис. 3  Спектр огибающей вибрации при неоднородном радиальном натяге подшипника.
 Спектр огибающей при перекосе наружного кольца, диагностика подшипников  Спектр огибающей вибрации при износе наружного кольца подшипника, диагностика подшипника
Рис.4 Спектр огибающей при перекосе наружного кольца. Рис.5 Спектр огибающей вибрации при износе наружного кольца подшипника.
 Спектр огибающей вибрации при раковине на наружном кольце, диагностика подшипников  Спектр огибающей вибрации при наличии раковины на внутреннем кольце, диагностика подшипников
Рис.6  Спектр огибающей вибрации при раковине на наружном кольце Рис.7  Спектр огибающей вибрации при наличии раковины на внутреннем кольце.
 Спектр огибающей вибрации при наличии трещины на внутреннем кольце, диагностика подшипников  Спектр огибающей вибрации при износе тел качения и сепаратора, диагностика подшипников
Рис.8 Спектр огибающей вибрации при наличии трещины на внутреннем кольце. Рис.9 Спектр огибающей вибрации при износе тел качения и сепаратора.
 Спектры огибающей вибрации при раковинах, сколах на телах качения, диагностика подшипников  Спектр огибающей вибрации при проскальзывании наружного кольца, диагностика подшипников
Рис.10 Спектры огибающей вибрации при раковинах, сколах на телах качения. Рис.11 Спектр огибающей вибрации при проскальзывании наружного кольца.
  Отдел Технического Сервиса (ОТС) компании «БАЛТЕХ» оказывает полный перечень услуг по вибродиагностике подшипников качения. Мы проводим отбраковку некачественных подшипников (на этапе входного контроля) с помощью стендов «ПРОТОН-СПП-II», а вибродиагностику подшипников работающего оборудования – с помощью вибродиагностического комплекса BALTECH VP-3470 (виброанализатор VP-3470 + программное обеспечение BALTECH-Expert). Комбинируя различные методы вибродиагностики, специалисты ОТС достоверно выявляют все имеющиеся дефекты подшипников, независимо от стадии их развития. Результаты вибродиагностики предоставляются в виде Отчетов с рекомендациями по устранению обнаруженных дефектов.